20 ноября
В 2020 году на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в рамках Гранта Департамента культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для социально ориентированных некоммерческих организаций реализуется культурно-просветительский проект «В поисках легенды», посвященный 90-летию Югры (далее – Проект).
Одним из мероприятий Проекта станет кинопоказ 7 документальных фильмов публициста, режиссёра, автора, руководителя Сургутской студии неигрового кино, Лауреат Высшей телевизионной награды России – премии «Тэфи» (регион), члена Гильдии неигрового кино и телевидения России; члена Европейской Академии естественных наук Ольги Геннадьевны Корниенко:
*для просмотра фильма нажмите на название для перехода на источник!
«Последний монолог»», продолжительностью 15 (пятнадцать) минут, производства 2014 год
Зачем человек приходит на эту землю? Что он оставит после себя? Фильм-размышление ненецкого поэта, прозаика и общественного деятеля Юрия Вэллы.
«…Поэт, писатель, защитник и пропагандист традиций и языка коренных народов Сибири, их естественной среды обитания и рода занятий – оленеводства Юрий Вэлла стал сегодня символом нашего современника, опередившего время по глубине понимания конфликта Цивилизации и Человека.
Его стихи и проза переведены на многие языки мира. На своей родной земле в Варьегане, на территории собственного стойбища Юрий Велла организовал своего рода музей под открытым небом, куда мог приехать каждый. Этнографы, историки, поэты-переводчики, художники и кинематографисты со всего мира имели возможность изнутри увидеть этот удивительный мир - жизнь и быт лесных ненцев, которые стали доступны для вдохновения, изучения, осмысления в контексте развития мировой цивилизации. Но что был бы музей под открытым небом без его создателя? Немой картинкой немого кино! Не зная иностранных языков, он сумел озвучить мысли, чувства и судьбу своего народа для всего мира.
Кинодокументалист Ольга Корниенко вспоминает, что Юрий Вэлла был сам режиссером фильмов о себе, он всегда стремился к прямому, без посредников, разговору с любым собеседником, а зритель – это тоже собеседник. Может, поэтому документальные фильмы о нем так честны, так близки зрителю, в каком бы уголке Земли он ни жил, а слова, сказанные их героем, навсегда западают в душу, меняют представление о мире, о смысле жизни, об истинном предназначении человека? Его боль становится нашей общей болью и нашей общей заботой.
Для чего человек живет на земле? В «Последнем монологе», фильме, снятом Ольгой Корниенко, смертельно больной Юрий Вэлла задается этим вопросом и отвечает на него. Драма человеческой жизни не в том, что так или иначе все мы смертны, а в том, что после ухода лесного ненца, поэта, писателя, оленевода, неутомимого защитника земли своих предков, борца за будущее своего народа, своих детей и внуков на «земле любви» может не остаться ни одного чума, не будет оленеводов и оленей, некому будет вспомнить имена предков».
Вера Ларионова, публицист, г. Москва.
«Весна в Тресколье», продолжительностью 48 (сорок восемь) минут, производства 2009 год
У подножья гор Северного Урала притулилась маленькая мансийская деревушка Тресколье.
Здесь до сих пор нет электричества, связи, транспортных дорог.
Весной, когда лёд на реке Лозьве начинает таять, деревня почти на два месяца остаётся без связи с внешним миром.
Героине фильма, Александре Васильевне Анямовой, уже 70. Но каждое утро она берёт в руки топор, встаёт на лыжи и отправляется в тайгу. Тайга – её дом. И в нём свои законы.
Премьера фильма состоялась в феврале 2009 года в Германии (Халле, Штуттгард, Лейпциг, Берлин, Нойштрелиц, Кёльн, Мюнхен), также в рамках проекта «Большое чтение» в апреле 2009 года в Сургуте. В сентябре-октябре 2009 года фильм был показан в Порвоо и Хельсинки (Финляндия). В марте 2010 – на кинофестивале визуальных культур в Тарту (Эстония), откуда был приглашен в Таллинн, Польшу, Кембридж, Париж. В апреле 2010 года фильм был представлен на авторских встречах в Чехии (Прага, Чешские Будеёвицы).
В марте 2011 года фильм (сокращённая версия) стал лауреатом Художественной премии в области кино на Всемирных Дельфийских играх в Берлине.
«Между небом и землёй», продолжительностью 39 (тридцать девять) минут, 2016 год
Между небом и землёй, согласно древним обычаям и традициям ханты и манси, находится люлька с младенцем в первые месяцы его жизни. Люльку подвешивают на крючок в центре потолка на уровне середины высоты дома. Середина дома маркируется как средний мир (мир человека), потолок – верхний мир (мир богов и духов), а пуповиной, связующей эти миры, является цепь из единого куска дерева, берёзы, на которую и вешают колыбель.
Вот уже несколько десятилетий между небом и землёй, между стабильным, понятным прошлым и неизвестным, пугающим будущим находятся многие представители коренных народов, живущие в регионе нефтегазоносного Севера.
Фильм рассказывает об одном из таких людей, народном мастере России Александре Сайнахове, когда-то в силу обстоятельств перебравшемся в Сургут и вроде бы неплохо здесь устроившемся, но почему-то до сих пор мечтающем построить дом в деревне, которой почти уже нет.
«ТОНЬЯ. В поисках легенды», продолжительностью 62 (шестьдесят две) минуты, 2020 год
Древняя история, удивительная природа югорской тайги, загадочный хантыйский народ – на документальной основе, без декораций. Съёмочная группа фильма-квеста приглашает зрителя в путешествие по следам героя, победившего время. Давние исторические события перекликаются здесь с современной жизнью хранителей легенды – юганских ханты, живущих в почти нетронутых дебрях югорской тайги.
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра относится к субарктической зоне России, территории, которую веками осваивали коренные народы Севера - ханты и манси. Богатейший фольклор этих народов отражает не только мифологические, космологические, религиозные представления, но и события, связанные с освоением Севера русскими. Известно, что некоторые князьки оказали заметное сопротивление русским казакам. Эти события отразились в фольклоре.
Действие происходит в ХVI – начале ХVII века. Это переломная эпоха в истории таёжного населения Западной Сибири, связанная с его вхождением в состав Российского государства. Югорский край только-только начинают осваивать. То здесь, то там появляются разведывающие новые земли отряды казаков. Жизнь Тоньи описывается в легенде со времени его рождения от Верховного бога Торума и земной женщины. Тонья растёт «не по дням, а по часам» и с возрастом превращается в богатыря-защитника родной земли, чести и достоинства своих земляков.
В легенде описывается ряд богатырских схваток, в которых с переменным успехом побеждают то казаки, то коренные жители. В одной из битв Тонья совершает трагическую ошибку, его начинает преследовать рок. Но Тонья не умирает, ведь его происхождение полубожественно. Дух его в последний момент в виде паута покидает тело и место событий.
Дух Тоньи до сих пор витает над тайгой Юганского Междуречья – в это верят потомки легендарного богатыря, люди общины «Яун-Ях» (речные люди), которые сегодня живут в этих местах. Они и расскажут в фильме эту легенду.
Сургутская студия неигрового кино (http://surgutfilm.ru) стала инициатором совместной исследовательской экспедиции, в ходе которой были записаны фрагменты легенды о Тонье, снят документальный фильм, где зафиксированы более десяти топонимических объектов, подтверждающих историческое присутствие легендарных событий на территории Юганского Междуречья. В проекте принимали участие более тридцати коренных жителей.
«ОХОТА НА МЕДВЕДЯ!» продолжительностью 50 (пятьдесят) минут, 2020 год
Медвежьи игрища – главный обрядовый праздник обских угров. На древней земле Югры, почитая традиции и веру предков, медведя играли в каждом стойбище по нескольку раз в год.
В начале двадцатого века в тайгу пришли новый социально-общественный строй и экономический уклад. Это повлекло за собой естественное разрушение базы патриархального начала хантыйской культуры.
В великом походе к светлому будущему единого - советского – народа не оказалось места обрядовым церемониям таёжных охотников.
Но… Уходят в прошлое и эти времена. Стоит ли сегодня, спустя десятилетия, возвращать то, что естественным образом осталось на обочине истории? Нужно ли воссоздавать реликтовую традицию искусственным путём?
Что же стоит за фенОменом Медвежьего ритуала? В каком виде и главное – почему – добрался он до наших дней? Какое место отведено ему в сегодняшнем мире и будет ли он нужен завтра?
В нашем фильме мы задаём эти вопросы мужчинам и женщинам, пожилым людям, молодёжи и совсем юным поклонникам древнейшей традиции обских угров.
В октябре 2019 года по инициативе Национальной организации Всемирного Конгресса финно-угорских народов фильм был представлен общественности г. Будапешт (Венгрия) в рамках Дней финно-угорских народов, посвящённых 200-летию со дня рождения Антала Регули.
«Жизнь Шашупи, описанная им самим» продолжительностью 54 (пятьдесят четыре) минуты, 2011 год
Всю свою жизнь лесной ненец Шашупи, не покладая рук, трудился на благо Отечества. Батрачил при совхозном стаде оленей, а когда умерла жена, один поднимал восьмерых детей.
Живёт Шашупи на границе двух самых богатых территорий страны: Ханты-Мансийского округа, где добывается около 60-ти% нефти России, и Ямальского, где добывается 90% российского газа. Нефть и газ нужны родине, а Шашупи нужны его олени, и земля, на которой они пасутся.
Премьера фильма состоялась в декабре 2011 года одновременно в Национальной библиотеке имени Франсуа Миттерана (Париж) и на канале СТВ (г. Сургут).
19 февраля 2012 года фильм был показан на окружном телеканале «Югра» (г. Ханты-Мансийск). Также фильм был представлен в Эстонии и Германии.
«Исторические Хроники Югры» телесериал продолжительностью 5 серий по 26 минут каждая, 2007 год
18 эпизодов телесериала рассказывают об особенностях основных этапов освоения Сибири с 6-го тысячелетия до нашей эры и до 1053-го года, когда в старинном селе Берёзово заполыхал первый аварийный газовый фонтан, ознаменовавший начало новой – нефтяной – эпохи.
Эпизод 1: Эксклюзив! Первые «освоенцы» Югры шестого тысячелетия до нашей эры: кто они были, зачем и откуда пришли. Анимационная реконструкция жилища. Быстрый Кульёган. Сургутский район.
Эпизод 2: Эксклюзив! 11-й век нашей эры. Первые русские за Уралом. Эпоха Великого Новгорода. В г. Новгород Великий съёмочной группой обнаружена часовня, поставленная первыми югорскими купцами, уходившими в далёкую Югорщину. Новгород Великий.
Эпизод 3: Ермак. После него земли за Уралом навсегда отошли к России. Река Вагай, село Баишево, юг Тюменской области. Место гибели легендарного атамана и предположительное место его захоронения.
2. Серия II: https://www.youtube.com/watch?v=sVmm6ByPo5I;
Эпизод 4: Предки Пушкина в Сибири.
Эпизод 5: Угличский колокол – первый сибирский ссыльный. Новый этап освоения – сибирская ссылка. Тобольск.
Эпизод 6: Восстание княгини Анны. Конец Золотого средневековья Югры. Посёлок Октябрьский, на месте бывшего Кодского княжества (ХМАО-Югра).
Эпизод 7: Легенда о Златокипящей Мангазее.
3. Серия III: https://www.youtube.com/watch?v=k1WOEGsgzHU;
Эпизод 8: Эксклюзив! Матвей Гагарин – первый и самый блистательный сибирский губернатор. После его казни по приказу Петра Первого были уничтожены все портреты Гагарина. Главный художник Санкт-Петербургского монетного двора Александр Бакланов восстановил его изображение с помощью портретов родственников. Санкт-Петербург – Тобольск.
Эпизод 9: Христианизация Сибири.
Эпизод 10: Легенды о Золотой бабе.
Эпизод 11: Обь – река жизни.
4. Серия IV: https://www.youtube.com/watch?v=pAt2ykzkLcE&t=1225s;
Эпизод 12: Сибириада светлейшего князя Меншикова. Старинное сибирское село Берёзово (ХМАО-Югра).
Эпизод 13: Транссибирская магистраль – венец индустриальной революции в России.
Эпизод 14: Роль Столыпина в освоении Сибири. Юг Омской области.
5. Серия V: https://www.youtube.com/watch?v=pAt2ykzkLcE&t=1225s.
Эпизод 15: Эксклюзив! Гражданская война и утерянные ордена Временного правительства Сибири. С помощью чекистской ориентировки из архивов НКВД нами было восстановлено их изображение. Омск.
Эпизод 16: По следам пропавшего золота Колчака. Село Тундрино, Сургутский район.
Эпизод 17: Эксклюзив! Отголоски гражданской войны в югорской тайге. Раскулачивание оленных хантов в Югре и на Ямале. Шата – царь всея тайги. В фильме представлены уникальные кино- и фотоматериалы. Тюмень.
Эпизод 18. Первый газовый фонтан в Берёзове – начало новой эпохи освоения Сибири. Берёзово.
Об авторе:
Ольга Корниенко – публицист, режиссёр, большую часть своей жизни посвятила проблемам защиты культурного и исторического наследия малых народов Сибири.
Со временем общение с людьми, попадавшими в объектив её телекамеры, становилось всё более искренним и открытым. Она всё глубже проникала в проблемы людей, для которых широкое промышленное освоение районов крайнего Севера в 60-70 годы прошлого века стало личной трагедией, поскольку сломало вековые устои жизни, традиционный бытовой уклад, нанесло ущерб верованиям, культуре и языку. Всё более открыто она становится на позицию героев своих фильмов, всё громче звучит её призыв к сохранению культурного наследия народов Сибири.
Автор телесериалов «Исторические Хроники Югры», «Тонья. В поисках легенды» и более тридцати документальных фильмов, а также художественно-публицистического издания «Уходящая натура: что осталось за кадром», в котором открывает то, что осталось «за кадром» её сценариев и публикаций.
Этнодокументальные фильмы Ольги Корниенко используются в качестве учебных пособий во многих европейских университетах, находятся в коллекциях Государственных библиотек и музеев Франции, Финляндии, Германии, Эстонии. С 2013 года её фильмы представляют Северное Приобье на сайте ЮНЕСКО.
Успешно совмещает руководство Сургутской студией неигрового кино с режиссёрской, продюсерской, издательской и преподавательской деятельностью. Лауреат Высшей телевизионной награды России – премии «Тэфи» (регион); член Гильдии неигрового кино и телевидения России; член Европейской Академии естественных наук (ЕАЕН, Германия, Ганновер), за заслуги перед мировой культурой награждена Почётной медалью Академии; лауреат Художественной премии в области кино Всемирных Дельфийских игр в Берлине; лауреат премии губернатора Югры в области литературы.
Долгое время жила и работала в нефтяном сердце России – Югре. В настоящее время находится в Санкт-Петербурге.